Концепции автономности и пороговости индивидуального развития

Перспективными для разработки общей теории наследственного осуществления видятся еще две концепции, основы которых, по сути, тоже были сформулированы уже достаточно давно. Это концепции автономности и пороговости индивидуального развития.

Автономность развития различных структур в онтогенезе проявляется в том, что после обработки зачатка того или иного органа системой индукторов этот зачаток получает возможность развиваться относительно независимо. Так, если клетки, из которых должен сформироваться глаз, после того, как они прошли стадию «наведения» соответствующими морфогенами, пересадить на бок тела или на макушку, то и в этих нетипичных местах из них разовьется именно глаз. Таким способом можно получать организмы с дополнительными органами — конечностями, сердцами, почками и пр.

Обработанные индукторами зачатки получили наименование презумптивных. Моменты возникновения в ходе онтогенеза презумптивных зачатков — важнейшие для индивидуального развития, ибо эти моменты определяют будущий облик взрослого организма, его признаки. Основные презумптивные зачатки возникают очень рано, особенно у организмов с мозаичным типом развития, например у насекомых. В любом случае уже на стадии гаструлы достаточно очерчен план строения (общий, разумеется) будущего организма. Изменить этот план можно лишь экспериментальным вмешательством.

Не только организм в целом, но и любая его структура в своем развитии проходит этапы, связанные с детерминацией «судьбы» отдельных компонентов, из которых она «складывается». Моменты возникновения в ходе индивидуального развития презумптивных зачатков органов или их частей получили название узловых (фенокритических) стадий. Иерархия такого рода «рубиконовых» моментов, а не грубая этапизация онтогенеза (по Т. Д. Лысенко) составляет основу основ индивидуального развития. Но вновь с сожалением приходится констатировать неразработанность этой области явлений наследственности, хотя пороговые эффекты изучаются довольно давно.

Полагают, что начало представлениям о критических периодах развития у животных положил Ц. Р. Стоккард в 1921 году, а сам термин «критические периоды» ввел еще в 1897 году П. И. Броунов. Этой проблемой занимались Г. Грюнберг, В. Хэкер, Е. Хадорн, К. Штерн, Р. Гольдшмидт, П. Г. Светлов, В. А. Струнников, Б. В. Конюхов.